<>
?
Ha.rarrrlmYO u MII
';
KonrnneKcrrafl [porpaMMa pa3Brrrrrfl
MyHrrrlrrraJrb rrbro 6roArrcernoro yqp
e?rq4
enr{fl
AorroJrHrrreJrbrroro odpa3oBanrrfl
<>
Содержание
1. Информационно-аналитическая справка состояния системы дополнительного
образования.
1.1. Актуальность дополнительного образования.
1.2. Хореографическое искусство России в системе дополнительного образования.
2. Информационно-аналитические данные учреждения дополнительного образования
«Детской школы хореографического искусства» Александро-Невского муниципального
района Рязанской области.
2.1. Историческая справка
2.2. Характеристика обучающихся
2.3. Характеристика педагогического коллектива
2.4. Учебные программы
2.5. Состояние материально-технической базы «Детской школы хореографического
искусства».
3. Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа.
3.1. Социальный заказ на образовательные услуги МБУ ДО « ДШХИ».
3.2. Социальный заказ родителей.
3.3. Цели и задачи Программы.
3.4. Модель выпускника.
4. Основные направления педагогической и методической деятельности.
5. Проблемно-ориентировочный анализ.
6. Концептуальные основы создания прогностической модели в учреждении
дополнительного образования
6.1. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса МБУ ДО « ДШХИ» на 20202025гг.
6.2. Концепция эстетико-художественной деятельности МБУ ДО « ДШХИ» на 20202025гг.
6.3. Этапы и сроки реализации программы
6.4. Результаты образовательного процесса
7. План деятельности МБУ ДО «ДШХИ» в 2020-2025 гг. по реализации целей и задач.
7.1. Программно-методическое и информационное обеспечение.
7.2. Научное обеспечение.
7.3. Развитие нормативной правовой базы.
7.4. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.
8. Программно-методическое и технологическое обеспечение учебного плана МБУ ДО
«ДШХИ».
8.1. Образовательные модели МБУ ДО «ДШХИ» на 2020-2025 гг.
8.2. Формы методической работы на 2020-2025гг.
8.3. Педагогические технологии.
9. Мониторинг качества реализации образовательной программы.
10. Управление реализацией образовательной программы.
Раздел I.
1. Информационно-аналитическая справка состояния
системы дополнительного образования.
1.1. Актуальность дополнительного образования
В настоящее время реформируется вся система образования в России. Происходящие
изменения, прежде всего касающиеся становления вариативного образования, придают
дополнительному образованию особую актуальность. Этот вид образования изначально
ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формированию
его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и
способностей.
Следовательно, сфера дополнительного образования детей может рассматриваться, как
инновационная, выявляющая ближайшие перспективы вариативного образования, а
учреждения дополнительного образования являются центрами мотивационного развития
личности, её самореализации и профессионального самоопределения.
Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе. Этот вид
образования – самостоятельный и самоценный т.к. чем выше уровень школьного
образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, который сама школа
в полной мере удовлетворить не может. Учреждения дополнительного образования в
какой - то степени компенсируют недостатки и противоречия даже не отдельно взятых
школ, а школьного образования в целом. В то же время необходимо отметить, что на базе
крупнейших учреждений дополнительного образования все чаще появляются
общеобразовательные структуры элитарного характера (лицеи, гимназии и т.д.).
Возникшая в России конца XIX века методология внешкольного образования в последней
трети XX столетия за рубежом трансформировалась в самостоятельную сферу социальной
политики – сферу внешкольного, неформального, дополнительного образования. К
сожалению, в России эта методология должного развития не получила. В результате
произошел отрыв теории от практики, ставший серьезной помехой реорганизации
воспитательных внешкольных учреждений.
В настоящее время к наиболее значительным проблемам, мешающим дальнейшему
развитию дополнительного образования можно отнести: отсутствие полноценных
концептуальных основ и программно-методического обеспечения, недостаточной
финансово экономической базы и нечетких нормативно-правовых документов.
1.2. Хореографическое искусство России в системе дополнительного образования.
Одним из важных направлений системы дополнительного образования является
хореографическое искусство. Оно занимает особое место среди множества форм
художественного воспитания.
В России школы танца возникли в допетровские времена. А с приходом к власти Петра I в
практику светской жизни вводятся ассамблеи – первые общественные балы в России.
Бальный танец становится обязательным элементом дворянского воспитания.
В XX веке детское хореографическое движение получило дополнительное развитие.
Черты хореографического искусства, позволяющие обращаться к нему как к
универсальной воспитательно-образовательной модели. Суть их заключается
в следующем:
·
Танец – синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир
литературы, музыки, театра, изобразительного и других искусств.
·
Танец – коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию с
большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного
творчества.
·
Основной язык хореографического искусства - действие, движение, образ,
понимание в самом широком смысле, что делает хореографическое искусство очень
близким детям и подросткам, так как музыка – танец и общение являются ведущими в
психологической деятельности, дают гармоничное пластическое развитие.
Основной целью являются:
·
Помощь ребятам в процессе самопознания и саморазвития. Максимально раскрыть
их творческие возможности.
·
Активация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
·
Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества,
продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Основными задачами, которые ставят перед собой педагоги дополнительного
образования, являются:
·
Гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов
искусств.
·
Приобщать к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы.
·
Обучать навыками грамотной сценической пластики.
·
Формировать представление об элементах выразительности профессионального
хореографического искусства.
·
Выявлять наиболее способных ребят к дальнейшему профессиональному обучению
хореографическому искусству.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его
гармоничного, духовного и физического развития. Танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как
составную часть орудия «общества, посредством которого, оно вовлекает в круг
социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. (Л. С.
Выготский «Психология искусства).
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, оказывают
положительное воздействие на здоровье детей. Речь может идти о хореографии – методе,
разработанном и апробированном в последние годы.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как
изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо
каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его
история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом
заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в
течение многих веков.
Справедливо будет отметить, что в многочисленных кружках, ансамблях, студиях,
народного, классического, бального, эстрадного танца страны занимаются сотни тысяч
детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество,
хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают
хореографические отделения в школах искусств, открываются хореографические школы,
причем не только в крупных городах, но и в небольших районных центрах. В
большинстве своём, все эти учебные заведения не решают проблемы широкого
приобщения детей к искусству танца. Массовое эстетическое воспитание школьников в
системе дополнительного образования требует иного, нового подхода к учебным
программам, методикам обучения, которые должны быть рассчитаны на иной контингент
и иной результат, нежели в детском самодеятельном хореографическом коллективе.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
щкола хореографического искусства» с этой точки зрения будет инновационной. Оно
сориентирует педагогов дополнительного образования на работу с детьми, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической
культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Любительская сцена, по–прежнему, является экспериментальной площадкой для
становления и развития новых направлений хореографического искусства. Отсюда
сделали первые шаги хореографы последнего поколения, использующие в своих
постановках танец-модерн, джаз-танец, другую пластику, которые на протяжении
длительного периода оставались за порогом профессионального искусства.
Раздел II.
Информационно-аналитические данные МБУ ДО «ДШХИ»
2.1. Историческая справка
Официальное наименование учреждения: муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа хореографического искусства»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области.
Сокращенное: МБУ ДО «ДШХИ».
Юридический (почтовый) адрес учреждения: 391240 Рязанская область, АлександроНевский район, р.п. Александро-Невский, пер. Школьный, дом 1.
Учредителем МБУ ДО «ДШХИ» является Александро-Невский муниципальный район
Рязанской области (далее – Учредитель). От имени Александро-Невского муниципального
района функции и полномочия учредителя осуществляет администрация АлександроНевского муниципального района.
МБУ ДО «ДШХИ» находится в ведомственном подчинении управления образования и
молодежной политики администрации Александро-Невского муниципального района
(далее – Управление образования) в соответствии с полномочиями, делегируемыми
Учредителем.
Лицензия серия 62Л01 № 0000752 от 26 августа 2015 года получена на осуществление
образовательной деятельности (бессрочная).
Краткая справка об истории
Дата создания муниципального учреждения Студии Бального Танца «Грация» 1 сентября 1995 года.
2008 год - переименовано в муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей – Детская школа хореографического искусства.
2011 год – переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа хореографического искусства»
Новодеревенского муниципального района Рязанской области.
2012 год – переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа хореографического искусства»
Александро-Невского муниципального района Рязанской области.
2015 год – переименовано в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа хореографического искусства» Александро-Невского
муниципального района Рязанской области.
2.2. Характеристика обучающихся
Всего обучающихся: 136
Всего групп: 12
Приём с 6-7 лет.
В «ДШХИ» – семилетнее обучение.
По окончании выдается Свидетельство об окончании.
В МБУ ДО «ДШХИ» реалируется две программы:
--- Дополнительная общеобразовательная модульная программа художественной
направленности «ПРЕКРАСНЫЙ МИР ТАНЦА»:
Модульная программа «Детской школы хореографического искусства» представлена
следующим образом:
I модуль: «Игроритмика» (для детей 6-7 лет).
II модуль: «Азбука хореографии»- подготовительная группа (для детей 8-9 лет).
III модуль: «Грация» (для детей 10-16 лет).
Примечание: каждый из модулей программы может быть использован отдельно, то
есть, дети 9-16 лет могут заниматься по любой части программы, не имея
хореографической подготовки.
--- Дополнительная общеобразовательная модульная программа художественной
направленности «От вальса до самбы»:
Программа обучения исполнителей бальных танцев является долгосрочной и включает в
себя следующие этапы:
Модуль 1. «Ступеней мастерства» - это программа для начинающих исполнителей
бальных танцев (для групп начальной подготовки первого и второго годов обучения).
Срок реализации -2 года.
Модуль 2. «Восходящие звезды» - это программа для исполнителей бальных танцев,
освоившие основные элементы программы. Срок реализации - 2 года.
Модуль 3. « Ансамбль Грация» - это программа перехода учащихся в ансамбль. Срок
реализации -3 года.
Ансамбль танца «Грация» для обучающихся 10-11 классов.
Режим работы – шестидневная рабочая неделя.
Работа «ДШХИ» ориентирована на все общеобразовательные и культурные учреждения
района.
2.3. Характеристика педагогического коллектива
«Детская школа хореографического искусства» укомплектована кадрами не полностью.
В настоящее время в школе работают два педагога дополнительного образования, из них
1 совместитель.
Возрастной состав педагогического коллектива:
Возраст
Всего
Из них
Основные педагоги
Педагогисовместители
До 30 лет
1
1
-
От 30 до 55
1
-
1
Качественный состав педагогов
Категория
Всего педагогов
Из них
Основные работники Педагогисовместители
Высшая
-
-
-
Первая
2
1
1
Уровень образования педагогов
Образование
Всего педагогов
Из них
Основные педагоги
Высшее
Педагогисовместители
-
Среднее
специальное
2
1
Незаконченное
высшее
-
1
-
Среди педагогов 1 человек являются молодым специалистом.
Всего:
Штатных сотрудников – 10 человек, из них:
·
Администрация – 1 человек
·
Педагог дополнительного образования – 3 человека;
·
Заведующий костюмерной – 1 человек;
·
Концертмейстер – 2 человек.
Педагогический состав – 2 человек
Совместители – 1 человек
Стаж работы основных работников в учреждении:
От 2 до 5 лет – 1 человек
Свыше 10 лет – 2 человека
Возрастной ценз:
До 25 лет – 1 человек
От 25 до 35 лет – 1 человек
От 45 до 55 лет – 2человека
2.4. Учебные программы:
В МБУ ДО «Детской хореографической школе» педагоги дополнительного образования
работают по 2 учебным программам, из них:
--- Дополнительная общеобразовательная модульная программа художественной
направленности «ПРЕКРАСНЫЙ МИР ТАНЦА»
--- Дополнительная общеобразовательная модульная программа художественной
направленности «От вальса до самбы»:
2.5. Состояние материально-технической базы.
МБУ ДО «ДШХИ» занимает часть второго этажа пристройки ( общая площадь 140,8 м2)
Александро-Невской средней общеобразовательной школы. Имеет свой вход.
·
оборудованный танцевальный класс (площадь 54,7м2), зеркалами, пианино,
микшерский центр, видео, DVD, телевизор.
·
Костюмерная (костюмы, сценическая обувь, реквизит, декорации, бутафорские
предметы)- 10,1 м2.
·
Учительская- 16,6 м2
·
Раздевалки – 2 (для девочек 25,8 м2 и мальчиков 10,1 м2)
Школа оснащена компьютером, сканером, копировальной техникой.
Режим работы школы – шестидневная учебная неделя. Продолжительность урока с
учетом возрастных особенностей от 30 до 45 минут до двух академических часов.
Художественная направленность работы МБУ ДО «ДШХИ» обусловлена
муниципальным заданием. Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Концепция духовнонравственного воспитания личности гражданина России, Концепция развития
дополнительного развития, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р», приоритетный проект «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30
ноября 2016 года № 11.Администрация района акцентирует внимание на том, что
учреждение дополнительного образования детей призваны решать задачи по
социализации детей, развитие личности, их поддержке, реабилитации и адаптации к
жизни в обществе. Именно хореографическое образование даёт возможность более
активно воплотить эти задачи в жизнь.
Сегодня муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
школа хореографического искусства» - это современное учреждение дополнительного
образования, в котором развивают свои творческие способности, расширяют кругозор,
учатся общению более 130 детей от 6 до 17 лет. Занимаются 7 лет, получая в итоге
общеобразовательное общеразвивающее дополнительное образование.
Более 130 детей ежедневно заняты социально полезным делом. Благодаря
образовательным программам – классический танец, народно-сценический, историкобытовой и бальный танец, актерское мастерство, история хореографического искусства,
ритмика, слушание музыки, современный танец, обширному репертуару, дается
возможность детям удовлетворить их многообразные интересы.
Приходя сюда, они оказываются, защищены от натиска всевозможных «контркультур»,
дестабилизирующих молодое поколение. Дети идут сюда с удовольствием, их привлекает
атмосфера настоящего творчества, взаимопомощи и дружбы. Здесь понимают, что каждый
ребенок талантлив, нужно лишь помочь ему найти себя, проявить и развить свои
способности.
За 25 лет МБУ ДО «ДШХИ» прошла типичный путь развития, характерный для
внешкольного учреждения.
В настоящее время в «Детской школе хореографического искусства» введены новые
программы.
Занятия детей способствуют формированию у них углубленного интереса к
хореографическому искусству.
За последние годы коллектив «ДШХИ» добился значительных результатов, сделал
большой шаг вперед. Увеличилось число воспитанников, отсутствует проблема
сохранности контингента обучающихся, появились новые жанры хореографии.
Кардинально изменилось материально-техническое обеспечение образовательного
процесса: сейчас в «ДШХИ» оборудованный хореографический зал; пианино,
микшерский центр, DVD; костюмерная: костюмы, обувь, реквизит, бутафория;
раздевалки.
Но главное богатство школы – это его воспитанники и педагоги. Здесь собрано созвездие
больших звезд и маленьких звездочек – педагогов и юных талантов, только начинающих
свой творческих путь.
Педагоги дополнительного образования ведут детей в страну творчества. С момента
своего создания «ДШХИ» постоянный участник районных, областных мероприятий,
фестивалей, конкурсов. В репертуаре школы классические, народно-сценические,
современные, бальные, эстрадные танцы, воспевающие любовь к родному краю. Тематика
постановочной работы в школе исходит из возрастных особенностей детей. Для детского
исполнения в репертуаре танцы, рисующие положительные образы, содержание которых
близко и понятно детям, доступно для исполнения, сохранение в танце
непосредственности, т.е. того, что отличает поведение ребенка от поведения взрослого.
Сюжетные танцы имеют большое воспитательное значение, позволяя выразить
определенную идею, показать положительные и отрицательные образы.
Немалую роль играет и подбор состава исполнителей. Танцы со смешанным составом
воспитывают правильное отношение мальчиков и девочек друг к другу.
И всё же победы в конкурсах – только показатель творческого уровня, а не самоцель.
Важно то, что каждый ребенок, приходя в школу, может найти себе дело по душе.
В «Детскую школу хореографического искусства» принимают всех. Занятия остаются
доступными для детей разных социальных категорий – и это один из незыблемых
принципов работы МБУ ДО « ДШХИ».
Для работы образовательного учреждения нужны средства, и немалые. Поэтому
неоценима поддержка, которую оказывают «ДШХИ» администрация района, родители.
Ребятам нужны концертные костюмы, средства на гастрольные поездки и экскурсии, что
вообще не предусмотрено бюджетом. Нужны средства на текущие хозяйственные и
организационные работы. Поэтому и родилась идея создания своего благотворительного
фонда, который хотя бы частично смог взять на себя решение финансовых проблем. Пока
это только идея и для её осуществления понадобиться помощь и поддержка всех, кто
понимает, насколько важно сегодня воспитание и развитие наших детей – будущего
страны.
Образовательно-воспитательный процесс не ограничивается только занятиями и
приобретением детьми конкретных навыков. Педагоги дополнительного образования
понимают, что настоящее воспитание состоит именно в том, чтобы научить ребят делать
людям добро. Социально-направленные мероприятия, проводимые школой, открывают
обучающимся окно в реальность, их духовный мир чувством сопричастности и
полезности. Развлекательные и досуговые программы помогают развитию личности
ребенка, способствуют проявлению его талантов, повышению культуры неформального
общения. Специальные театрализованные программы – актерское мастерство – для всех
видов групп органично включены в образовательно-воспитательный процесс учреждения
дополнительного образования.
Своего концертного зала для проведения театрализованных представлений, тематических
концертов, лекций-концертов с участием зрителей, куда органично вплетаются массовые
игры, конкурсы, творческие задания у нас нет, но для нас не закрыта ни сцена
Александро-Невской средней школы, ни сцена Районного Дома Культуры.
Театрально-концертная деятельность является эффективной формой реализации
творческого потенциала педагогов дополнительного образования, а также стимулирование
активности и мотивации к творчеству обучающихся.
Раздел III.
Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа.
3.1. Социальный заказ на образовательные услуги МБУ ДО «ДШХИ».
Среди наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед обществом и системой
образования можно выделить следующие:
Значительное
ухудшение состояния
здоровья детей;
перегрузка детей в ходе
образовательного
процесса
Социальная
незащищенность
больших групп
населения (рост числа
малообеспеченных
семей и как следствие
недоступность для
детей большого
количества платных
культурных и
Увеличение количества
детей «группы риска»,
социально
неблагополучных
семей, распространение
такого явления, как
социальное сиротство,
рост правонарушений
среди
несовершеннолетних.
образовательных услуг)
«Детская школа хореографического искусства» является тем учреждением, которое
в состоянии интегрировать воспитательные условия социума для эффективного
решения проблем социальной адаптации и социализации личности в современных
условиях
Механизмом решения этих проблем может стать воспитательно -педагогическая,
эстетическая, художественно-творческая деятельность МБУ ДО «ДШХИ». «Детская
школа хореографического искусства» располагает большими возможностями для
эстетического развития, в котором ежегодно увеличивается количество детей.
3.2. Социальный заказ родителей «Детской школы хореографического искусства».
Родители хотят видеть в детях: самостоятельную, физически закалённую личность;
личность, обладающую прочными знаниями по выживанию; всесторонне развитую
творческую личность с хорошей эрудицией и вкусом, раскованную и трудолюбивую,
целеустремлённую и любознательную, честную, добросовестную, внимательную,
милосердную. Личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных
обстоятельств и реализовать свои способности наиболее выгодным для себя и
окружающих способом. Личность, стремящуюся к самореализации.
3.3. Цели и задачи программы.
Изучение социального заказа на дополнительное образование, проведенное педагогами
дополнительного образования «ДШХИ», показало, что абсолютное большинство
родителей считают главными задачами дополнительного образования:
Формирование навыков здорового образа жизни
Воспитание человека, способного к освоению пространства, патриота своего села.
района, страны
Преодоление пассивности, раскрепощение личности ребенка в учебно-воспитательном
процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного
выбора.
Создание условий интеллектуального и физического развития
Формирование духовно-нравственной личности
Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей
Развитие способностей, общих и художественно-творческих
3.4. Модель выпускника.
В соответствии с социальным заказом и проведенным анализом учебно-воспитательной
работы МБУ ДО «ДШХИ», многолетним опытом работы педагогического коллектива
сформировалась модель выпускника. Духовно-нравственное становление детей,
подростков к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества,
государства. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска
человека, смысла существования и своего места в нём, приводит к необходимости
гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России.
Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях
идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача
духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между
поколениями.
Большими возможностями для развития эстетического воспитания обладает учреждение
дополнительного образования «ДШХИ», где дети и подростки приобщаются к творчеству
с учетом их способностей и интересов.
Выпускник
МБУ ДО «ДШХИ»
ОСОЗНАЮЩИЙ
УМЕЮЩИЙ
СПОСОБНЫЙ
ИМЕЮЩИЙ
Собственную
самоценность
Принимать
решения
Разнообразие
жизненных
Самосознание и
адекватную
самооценку,
потребность в
самопознании и
развитии
Планировать
свою жизнь в
соответствии с
поставленными
целями
Жить и работать
в
разновозрастном
коллективе
Жизненный
опыт
деятельности в
группе: под
руководством,
самостоятельно,
в паре, с книгой,
с документами,
с компьютером.
ценностей
(знание, свобода,
сотрудничество,
уважение другой
личности).
Самоорганизацию
на уровне
здорового образа
жизни.
Достаточный
уровень
воспитанности
3.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и показатели эффективности
реализации программы.
Оценка эффективности реализации Программы развития определяется за счет
фактического выполнения мероприятий Программы в соответствии с ее целевыми
показателями, объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также рисков и
критериев социально-экономической эффективности, оказывающих влияние на развитие.
По окончанию реализации мероприятий Программы развития можно спрогнозировать
следующие качественные результаты:
Выпускник МБУ ДО «ДШХИ» – это человек культуры, адаптированный к условиям
современной жизни, свободно применяющий знания, умения и навыки в области
творчества, приобретенные в образовательной организации, в незнакомых жизненных
ситуациях и использующих их для решения творческих задач.
Педагог МБУ ДО «ДШХИ» – это квалифицированный специалист, творчески развитая
личность, в которой доминирует духовно-нравственные и деловые качества,
ориентированная на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений.
МБУ ДО «ДШХИ» – это современная образовательная организация, представляющая
спектр хореографических услуг в дополнительном образовании в соответствии с
запросами социума и обеспечивающая разностороннее развитие личности учащегося за
счет динамичности и вариативности образовательной деятельности
IV. Раздел.
Основные направления педагогической и методической деятельности.
Педагогический коллектив «ДШХИ» постоянно ищет новые формы и направления
хореографии, осваивает современные методики обучения и воспитания детей, способы
диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. За всем этим
стоит ежедневная, кропотливая, зачастую скрытая от многих деятельность методической
службы. За последние годы в «ДШХИ» разработана система обеспечения
профессионального роста педагогических кадров, а именно: обучение через семинары,
лекции, практическую работу с педагогами, участие в фестивалях, конкурсах,
методические объединения, мастер - классы, творческие группы.
Образовательный процесс обеспечен программами.
Разработаны программы долгосрочные, семилетние – для разного возраста и уровня
усвоения; содержание программ соответствует приоритетным идеям дополнительного
образования детей.
Подводя определенные итоги деятельности «ДШХИ» в контексте изменившейся
ситуации в российском обществе, думая о перспективах развития своего учреждения,
педагогический коллектив «ДШХИ» принял решение разработать динамичную, хорошо
организованную и управляемую модель его перспективного развития. Эта модель должна
обеспечить удовлетворение изменяющихся потребностей населения в различных видах
творческой деятельности и одновременно повысить рейтинг «Детской школы
хореографического искусства» среди других хореографических коллективов.
Стратегическим документом, дающим развернутую характеристику обозримых
перспектив развития учреждения как целостного дополнительного образования
инновационного типа, стала образовательная программа учреждения, рассчитанная до
2025 года.
Программа определила магистральное направление работы педагогического коллектива
на предстоящий период – это обеспечение системного подхода к развитию и
саморазвитию личности в процессе образовательно-воспитательной
деятельности эстетического учреждения дополнительного образования. Сущность
предстоящей реорганизации школы состоит в том, чтобы превратить «ДШХИ» в
целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать
комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития каждого
учащегося средствами дополнительного образования. В этом состоит миссия
«Детской школы хореографического искусства».
Взяв за основу методологию системного анализа, педагогический коллектив школы ставит
своей целью реализацию системного подхода к образовательно-воспитательной
деятельности и её ориентацию на развитие творческих способностей ребенка, на развитие
личности, формирование у него потребности в саморазвитии, освоение им практических
навыков самосовершенствования в процессе собственной жизнедеятельности.
Важнейшим средством реализации поставленной цели станет освоение всеми педагогами
дополнительного образования МБУ ДО «ДШХИ» методик и технологий личностноориентированного подхода к каждому ребенку с учетом специфики занятий
дополнительного образования.
Над этим и работает в настоящее время коллектив «Детской школы хореографического
искусства».
Одновременно с этим в стенах «ДШХИ» продолжается обычная ежедневная работа.
Педагогам дополнительного образования и обучающимся школа давно стала настоящим
домом – теплым, уютным и добрым «Территория добра».
Раздел V.
Проблемно - ориентировочный анализ.
Хореографическая школа постоянно ведет поиск и изучение новых форм и методов
организации и проведения учебного процесса. В течение учебного года на педагогических
и методических советах ведется поэтапное планирование учебно-оздоровительного
процессов, обобщается и внедряется педагогический опыт не только сотрудников нашей
школы, но и инновационные методики, созданные в других образовательных
учреждениях.
В «ДШХИ» на занятиях эстетического воспитания формируются индивидуальные
эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности
снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом,
материальным и духовным, объективным и субъективным. В процессе эстетического
развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным
и индивидуальным.
Труд ребёнка, его поступки, отношение с другими детьми, а также переживания через
танец, стремления и идеалы носят различный с эстетической точки зрения характер.
Поэтому эстетическое воспитание в школе выполняет свои задачи в тесном
взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми,
правовыми, экологическими, физическими, художественными и др.
Кроме основных занятий проводятся беседы, часы общения, праздники. Участвуем в
районных, областных, межрегиональных фестивалях - конкурсах. Традициями стали
праздники, посвященные завершению учебного года, дни рождения, новогодние
праздники, отчетно-выпускные концерты, встречи с выпускниками. Ведется летопись
коллектива. В книге отзывов даны оценки выступлений и пожелания.
Администрация сортирует, обобщает, анализирует накопленный опыт.
Причины, затрудняющие достижения запланированных результатов:
- малочисленность педагогов-специалистов при большом количестве детей и подростков,
желающих заниматься в МБУ ДО « ДШХИ»;
- отсутствие помещений для занятий актерским мастерством, историей
хореографического искусства; репетиционного зала;
- отсутствие собственного транспорта;
- недостаток денежных средств на участие в семинарах, выставках, фестивалях,
конкурсах.
Успехами в своей работе педагоги считают:
- призёров, дипломантов и лауреатов конкурсов-фестивалей, конференций, концертов
различных уровней;
- публикация с СМИ;
- повышение у обучающихся интереса к обучению предметов в МБУ ДО « ДШХИ» и
потребности в самосовершенствовании;
- возможность для продвижения (сольного исполнения) каждого учащегося в зависимости
от его способностей;
- продолжение хореографического образования в ВУЗах.
Но проблемы ещё остаются – это:
- невозможность учесть все индивидуальные особенности учащихся при групповом
обучении;
- невозможность оптимально соединять групповые и индивидуальные формы обучения
для всех желающих заниматься.
Анализ «От условий деятельности к результату».
Наличные условий для учебно-воспитательного
процесса «Детской школы хореографического
искусства»
Учебно-воспитательный
процесс
Социальный заказ
Результат-реализация «модели выпускника» и образа
будущей модели МБУ ДО « ДШХИ»
Раздел VI.
Концептуальные основы создания прогностической модели
в учреждении дополнительного образования.
6.1. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса «Детской хореографической
школы» на 2015-2020 гг.
Первым выражением человеческой мысли был именно танец. В античности считалось, что
физическое совершенство это прямой путь к внутреннему совершенству, красоты и
гармонии души и тела.
Танец – это порыв души,
Устремленный ввысь
Р. Роллан
Цель – развитие высоконравственной, гармонически развитой, физически здоровой,
социально активной личности воспитанников, способной ориентироваться и
адаптироваться в современном состоянии гражданского общества, вести здоровый образ
жизни, занимать активную жизненную позицию, вести исследовательскую деятельность,
заниматься самообразованием.
Задачи:
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для
всемерного развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке,
саморазвитию.
- Воспитание человека, способного к освоению пространства, патриота своего села
района, области, страны.
- Формирование готовности сотрудников МБУ ДО «ДШХИ» к работе в системе
гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной
деятельности, связанных с авторитарным стилем взаимодействия с воспитанниками.
- Изменение форм и методов воспитательной и учебной работы: преодоление
пассивности обучающихся, раскрепощение личности воспитанника в учебном процессе,
освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора.
Принципы воспитательного процесса
- Личностно-ориентированный – признание каждого воспитанника полноправным
участником воспитательного процесса, саморазвивающимся педагогическом воздействии,
построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника жизни в школе и вне
её.
- Деятельностный - который предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в
жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая
возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.
- Принцип сотрудничества – взаимодействия, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые
взаимно обогащаются, учатся социальной активности, самодисциплине и терпимости, т.е.
тем качествам, которые требует от них демократическое общество.
- Гуманизация воспитания – то есть подход от обезличенности воспитательного процесса,
поворот педагогов к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему,
принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально
благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка,
гуманизация максимальных отношений.
- Природосообразность воспитания предполагает обязательный учет половозрастных
особенностей учащихся. Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с
индивидуально-психологическими особенностями учащихся.
Базовая концепция МБУ ДО «ДШХИ» построена и базируется на следующих
документах: положения Закона РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка,
Национальная доктрина образования РФ, Межведомственная программа развития
системы дополнительного образования детей, Программа развития воспитания в системе
образования России.
Основные положения:
·
Образование – фактор развития личности;
·
Дополнительное образование – гарант права ребенка на доступ к информации, на
отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих его возрасту, на свободное участие в культурной жизни и
занятия искусством в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;
·
Свободное время – пространство разностороннего развития личности, реализуемое в
учреждении дополнительного образования детей через формирование положительных,
общественно ценных интересов обучающихся, создание условий для удовлетворения и
дальнейшего развития личностных потребностей детей в образовании, целенаправленное
обучение детей, занимающихся в творческих объединениях по интересам, рациональное
использование свободного времени.
Концепция непрерывного образования – это всякого рода сознательные действия,
которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования,
так и за её пределами в разные периоды жизни человека; это- деятельность,
ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности,
включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных ролей и
профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в
масштабе страны, так и в масштабе всего мира.
Среди прогрессивных идей последних десятилетий заметное место занимает идея
непрерывного образования. Её главный смысл – обеспечить каждому человеку
постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей
жизни. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными
(предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной
системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и
самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Дополнительное образование детей – звено системы непрерывного образования в России.
Занятия здесь возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет); при любом
уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его
направление деятельности.
Модель перспективного развития МБУ ДО «ДШХИ» строится на основе современной
гуманистической, личностно-ориентированной образовательной парадигмы, идущей
на смену социоцентрической, по своей сути личностно отчужденной, стратегии
образования.
Дополнительное образование – это личностно-ориентированное
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребенка на основе его
индивидуальных природных особенностей. В основу дополнительного образования детей
положена реализация принципа природосообразности. Кроме того, оно направлено на
решение проблем ребенка, на его субъективный опыт, приобретенный им в
деятельности, познании и общении. Личностно-ориентированное образование
предполагает признание приоритета развивающейся личности (ребенка и педагога)
перед всеми другими задачами.
Гуманистический подход основан на следующих идеях – принципах.
1. В личности изначально заложено стремление к самореализации, раскрытию
собственного потенциала, а, следовательно, способность к саморазвитию.
2. Образование – это развитие, идущее от самой личности, инициирующей и
самоорганизующей процесс становления.
3. Задача педагога заключается в том, чтобы:
·
Помочь обучающемуся осознать свои возможности;
·
Создать условия для их оптимального развития;
·
Привести в дальнейшие механизмы, стимулирующие саморазвитие личности.
4. Практическая реализация гуманистического подхода требует изменения традиционного
педагогического мировоззрения, для чего необходимо:
·
введение такого содержания, форм, методов обучения и воспитания, которые
обеспечивали бы эффективное развитие и саморазвитие индивидуальности ребенка – его
познавательных процессов, нравственно-эстетических качеств,
коммуникативной культуры;
·
создание таких условий, при которых ребенок был бы лично заинтересован в том,
чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.
Таким образом, сущность личностно-ориентированной методологии состоит в признании
способности каждого отдельного индивидуума к конструктивному раскрытию
собственного потенциала на основе саморазвития при условии создания со стороны
педагогов активной образовательной среды, а также партнерских отношений,
способствующих самопознанию ребенком самого себя и стимулирующих его свободный
личностный выбор.
Основной упор в процессе образования и воспитания сегодня необходимо делать на
формирование у ребенка с раннего детства ориентации на самовоспитание к
саморазвитию. Решение задач саморазвития ребенка в ходе занятий в учреждении
дополнительного образования возможно при условии реального соединения в единое
целое процессов обучения и воспитания. Это можно сделать, только превращая каждое
занятие в «ДШХИ» в познание ребенком себя самого и своих отношений с окружающими.
Только таким образом можно обеспечить активное приспособление к постоянно
возрастающим требованиям современного мира.
Следовательно, учреждение дополнительного образования должны объединять свои
усилия с семьей и школой в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему
познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме,
полезной для него самого и общества.
Образовательная деятельность МБУ ДО «ДШХИ» может быть построена на педагогике
сотрудничества. Организованная образовательная деятельность детей последовательно
переходит из одной стадии в другую: сначала создаются условия, благоприятные для
участия ребенка в творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в
творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; потом
следует самостоятельное творчество и поиск форм и средств реализации его творческого
потенциала. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждениям
дополнительного образования предлагать свои услуги всем обучающимся, создавая им
равные «стартовые» возможности, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности
детей и их родителей.
Концепция - построение гуманитарной образовательной среды в образовательном
учреждении. Понятие «образовательная среда» также отражает взаимосвязь условий,
обеспечивающих формирование человека. В этом случае присутствие обучающегося в
образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем
случае, с обучающимися). В самом общем смысле «среда» понимается как окружение.
Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по
заданному образцу, а также возможности для её развития, содержащихся в социальном и
пространственно-предметном окружении. Говоря об образовательной среде в учреждении
дополнительного образования , мы чаще всего имеет в виду конкретную среду учебного
заведения. Образовательная среда составляет совокупность:
·
материальных факторов;
·
пространственно-предметных факторов;
·
социальных компонентов;
·
межличностных отношений.
Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на
каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают
образовательную среду, оказывают на неё неопределенное воздействие.
6.2. Концепция художественно-эстетической деятельности МБУ ДО «ДШХИ» на
2020-2025гг.
Хореографическое образование - это средство гармоничного развития детей, подростков,
реализуемое в форме занятий, публичных выступлений. Танец не только оздоравливает
человека, совершенствуя его физические данные, вырабатывая такие важные качества, как
выносливость, сила, ловкость, но и душу. Ребенок встречается с богатым разнообразием
музыки, радуется тому, что может движением передать своё отношение к музыкальному
образу, т.е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и
познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у
детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и
труде взрослых, различных явлениях природы.
Каждое движение, музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить,
запомнить, быть внимательным, собранным, точно выполнять указание педагога.
Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость
произвольного внимания, совершенствует творческую активность.
Таким образом, хореографическая деятельность направлена на воспитание у каждого
ребенка эстетических, физических, нравственных, умственных, экологических, правовых
качеств. Всё это возможно при правильной организации этого процесса, умелом
планировании и целесообразном подборе художественного, доступного (для каждого
возраста) и педагогически оправданного репертуара.
«Детская школа хореографического искусства» создает все условия для личностного
роста и самореализации детей, подростков.
Концепция деятельности «ДШХИ» направлена на гармоничное развитие личности.
Решение проблем воспитания гармонично развивает личности в учебно-воспитательном
процессе связано с реализацией современных требований к формированию
подрастающего поколения.
Концепция складывается из следующих пунктов:
1. Личностно – деятельный подход к ребенку, педагогика сотрудничества.
2. Формирование социальной и коммуникативной комплектности учащегося средствами
всех учебных дисциплин.
3. Нравственно-воспитательное развитие, в результате которого формируется всесторонне
развитый, функционально грамотный, интеллигентный человек, способный к
сотрудничеству.
4. Гражданское и национальное воспитание. Включает в себя воспитание чувства
патриотизма и культуры межнациональных отношений, сохранение и развитие духовных
богатств в национальной культуре народа.
5. Цикличное настроение деятельности школы, где каждый включает подготовку,
проведение и подведение итогов любого мероприятия.
6. Воспитание эстетической сознательности.
В учебно-воспитательном пространстве Детской хореографической школы учащимся
предоставляются разнообразные практические навыки: самоорганизации
и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоление препятствий и
обеспечение безопасности и др., что в конечном итоге определяет потенциал
образовательной деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
Таким образом, главными приоритетами концепции образовательной деятельности
«Детской школы хореографического искусства» на 2020-2025гг. стало:
- компенсация отсутствия в основном образовании профилированного учреждения, где
так полно образовательная и творческая деятельность воспитанников организуется по
разнообразным программам одной направленности – эстетической.
- содействие выбору индивидуального пути воспитания и развития личности;
- обеспечение каждому учащемуся «ДШХИ» комфортной эмоциональной среды
и развивающее общение;
- формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни, чувства
патриотизма, активного гражданского сознания;
- воспитание и сохранение исторической преемственности поколений, бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Хореографическое направление дополнительного образования является любимое детьми
особо самоценным, мобильным видом образования, направленным на удовлетворение
постоянно меняющихся индивидуальных образовательных потребностей детей и
подростков, Достижения готовности к жизненной ситуации и адаптации к новым
условиям жизни.
Искусство танца не стоит на месте, оно постоянно развивается, обновляясь все более
сложными формами.
Для успешной деятельности по данной Образовательной программе «ДШХИ» выбрало
три направления деятельности, естественно сочетающиеся между собой.
Предусматривается создание системного подхода к развитию образования и воспитания.
Тогда в результате системного эффекта появляется новое качество. Программа школы
предусматривает создание обучающегося пространства, где ребенок может реализовать
своё личностное и творческое право на свободный выбор цели, освоить способность к
позитивному целеполаганию. Умению достигать целей своего жизненного
предназначения. Именно свободный выбор, предоставляемый ребенку, есть существенный
признак, который получит развитие в ходе реализации Программы.
В плане организации образовательного процесса учащихся – социокультурная технология,
интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и
формирующая индивидуальные способности освоения общечеловеческих ценностей. В
дополнительном образовании нет четко выраженных образовательных стандартов,
критериев и показателей качеств «образовательного продукта». Реализуемые
образовательные программы в «ДШХИ» корректируются на ходе их исполнения с
активным участием педагогов, обучающихся, родителей. С учетом индивидуальных
способностей ребенка, преимущественно творческих.
Образовательная программа учреждения реализуется в форме двух стратегий:
- стратегия локальных изменений: которая предусматривает параллельные улучшения,
рационализацию, обновление методических, образовательных и воспитательных
программ, проведение экспериментов по освоению новых методик и танцевальной
техники, программ преподавания;
- стратегия системных изменении, которая предусматривает создание системы
хореографического образования и воспитания и понимание важности
- научности хореографических знаний;
- личной ответственности и активности каждого члена общества;
- общности объединяющей усилия большого числа людей
в решении духовных проблем.
Программа учреждения предусматривает воспитание позитивного мышления. Сложно
превращать неудачу в успех и вдохновлять наших учеников. Встречаясь с бедствием
лицом к лицу без страха потерпеть неудачу, сосредоточиваясь на том, что мы можем
сделать для преодоления проблем, учить наших детей вере в их собственные силы,
осветить их будущее светом понимания общности и общества.
Поскольку программа ориентирована на личностное развитие ребенка, то большое место
во время занятий и мероприятий уделяется упражнениям и занятиям развивающего
характера. Программа основана на принципе ответственности за себя как личность и как
гражданина. Совместная работа большого художественного коллектива под общей
программой выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою
очередь развивает чувства дружбы, понимание ответственности, воспитывает
коллективизм.
Ответственность за себя и за других представляет собой важнейший компонент
формирования понимания, сообщества.
Тема ответственности способствует формированию гражданского самосознания личности,
пониманию основных принципов демократии, таких, как народное управление и
сотрудничество на благо общества. Дополнительное образование является особым
самоценным, мобильным и быстро трансформируемым, персонифицированным видом
образования, направленным на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных
социокультурных, образовательных потребностей не только детей, молодежи, но и
взрослых, на развитие их творческой индивидуальности; достижение готовности к
жизненной ситуации и адаптация к новым условиям жизни.
Содержание учебного материала, взятого из областей наук и искусства, а также видов
деятельности, призвано расширить и углубить знания по темам не отраженным в
программах общеобразовательных учреждений.
Образовательная программа в 2020-2025гг. будет реализована с учетом следующих
уровней:
·
диагностико - досуговый, способствующий личности «найти себя» в конкретном
виде деятельности;
·
допрофессиональный, позволяющий детям «испытать себя» в том или ином виде
деятельности;
·
профессиональный, помогающий воспитанникам «утвердить себя» в конкретной
области искусства.
Образование будет основано на принципах добровольности, индивидуализации
дифференциации обучения при очной форме обучения.
Программы обучения будут инновационными, так как они сориентируют педагогов
дополнительного образования на работу с детьми, независимо от наличия у них
специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития
начальных навыков в искусстве танца. Массовое эстетическое воспитание школьников в
системе дополнительного образования требует иного, нового подхода к учебным
программам, методикам обучения, которые должны быть рассчитаны на иной контингент
и иной результат.
Образовательный процесс гарантировано обеспечивается программами, учебными и
методическими пособиями, вспомогательными средствами обучения. «ДШХИ»
осуществляет связь с семьей, учреждениями общего, профессионального образования,
общественностью. От выбора приоритетов современного образования зависит решение
многочисленных проблем, которые ставят события настоящего времени и прогнозы на
будущее. Реальная жизнь показывает необходимость в усилении влияния науки и
образования на все аспекты жизнедеятельности общества.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса учреждений
дополнительного образования, обновление содержания и структуры образования на
основе отечественных традиций и современного опыта, развитие кадрового потенциала,
обеспечение единства обучения и воспитания, сбалансированности государственного,
общественного и личностного приоритетов в системе непрерывного образования.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения
посредством реализации дополнительных образовательных программ. Оказание
дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ будет осуществляться в интересах
учащихся, общества, государства.
Содержание дополнительных программ будет направлено на:
·
Психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
·
Создание необходимых условий для личностно ориентированного подхода в
развитии детей, их адаптация в современном обществе. Развитие мотивации к творческой
деятельности;
·
Активное усвоение содержания образования и развитие способностей к постоянному
самосовершенствованию, применение полученных знаний в различных жизненных
ситуациях;
·
Развитие умения обобщать жизненный опыт и формирование устойчивых
профессиональных интересов, склонностей и навыков;
·
Обеспечение преёмственности содержания различных видов образования.
Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская школа хореографического искусства » Александро-Невского
муниципального района Рязанской области на 2015-2020 гг. – основополагающий
документ, устанавливающий приоритет образования в политике дополнительного
образования, стратегию и основные направления его развития. Цели и задачи Программы
определены на основе анализа социально-экономического положения школы в
государственном образовании, текущего состояния системы дополнительного
образования, в дополнительно - образовательных потребностей населения.
В качестве стратегического подхода выбран путь эволюционных изменений в системе
дополнительного образования, позволяющей использовать интеллектуальный,
педагогический и ресурсный потенциалы, накопленные в ходе участия школы в
эксперименте по апробации структуры и содержания дополнительного образования.
Анализ субъектов внешней среды и их требований к образовательной деятельности
позволил сформулировать миссию «Детской школы хореографического искусства»:
·
подготовить детей и подростков к тому, чтобы они могли выбрать профессию,
осознанно определить свою жизненную позицию, приобрести способность к ценностноориентационной деятельности и коммуникативному выбору;
·
сформировать стремление к самосовершенствованию, саморазвитию;
·
предоставить среду активной самореализации в творческой деятельности;
·
способствовать сохранению и развитию физического и психического здоровья детей
и подростков;
·
развитие способностей, общих и художественно-творческих;
·
формирование способностей к мыслительной деятельности;
·
научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;
·
развитие, умение творить по законам красоты.
Миссия определила стратегическую цель Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детская школа хореографического искусства »
Александро-Невского муниципального района Рязанской области. Миссия и цель
организации наиболее полно могут быть осуществлены в режиме развития учреждения
дополнительного образования.
Большими возможностями для эстетического развития располагает «Детская школа
хореографического искусства», как эстетическое направление в системе дополнительного
образования. Является массовым, его основной целью, в отличие от специального
профессионального, является не формирование танцора, а воспитание развитого
человека, осуществляемое средствами хореографического искусства. Вводя детей и
подростков в мир искусства, педагог дополнительного образования создаёт условия для
обогащения его внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой
художественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных
качеств. Познавательные возможности различных направлений художественноэстетической деятельности делают практические занятия особенно эффективными с точки
зрения развития личности.
Педагогическая установка на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в
становлении «его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их
психических процессов» (В. В. Давыдов, Проблемы развивающего обучения, Москва
1986г. с. 9), при построении любого изучаемого предмета, в системе массового
эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. Как считают
прогрессивно мыслящие педагоги, именно здесь развитие детей и подростков в процессе
развития художественно-творческой эстетической деятельности должно стать особой
целью. Задача педагога дополнительного образования при этом не в том, чтобы эффект
был максимально высок. Занятия с ребенком в «Детской школе хореографического
искусства» ориентируется педагогом дополнительного образования не на его сегодняшние
знания, умения и навыки, ещё недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его
завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
Поэтому развитие личности детей и подростков в эстетическо воспитании становится
социальной целью.
Программа:
·
является руководством к действию для педагогического коллектива
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская
школа хореографического искусства» на 2015-2020 годы;
·
определяет стратегические и тактические цели, а также задачи развития школы на
данный период времени;
·
определяет основные направления политики школы с имеющимся социальным
заказом и прогнозом его изменений.
6.3. Этапы и сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на пять лет и реализуется поэтапно.
Первый этап (сентябрь 2020 – сентябрь 2021гг)
·
Ориентировочный
Определение новой миссии школы, её стратегических и тактических целей, задач и
моделирование, её нового качественного состояния в условиях модернизации образования
в целом.
Второй этап (сентябрь 2021 – сентябрь 2024 гг.)
·
Основной этап
Переход образовательного учреждения на новый качественный уровень. Разработка и
апробация технологии обучения по учебным планам. Поиск оптимальных вариантов
реализации социальных проектов.
Третий этап (сентябрь 2022 – сентябрь 2025 гг.)
·
Обобщающий
Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта. Выявление
проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.
Управление программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим Советом «Детской школы
хореографического искусства». Управление программой осуществляется директором.
6.4. Результаты образовательного процесса
Участие в реализации федеральной политики в области дополнительного образования
детей – обязательное условие развития « Детской школы хореографического искусства» .
В Детской хореографической школе идёт активная работа по выявлению и развитию
одаренных детей. Педагоги дополнительного образования помогают детям реализовать
свои личностные возможности, раскрыть свой внутренний потенциал в учебновоспитательной работе. Одаренные дети отлично учатся в общеобразовательных школах.
Из-за традиционного режима школьного обучения именно в учреждении дополнительного
образования ребенок раскрывается как творческая личность. Занятия в «Детской школе
хореографического искусства» отличаются от школьных уроков разнообразием форм
деятельности и особым микроклиматом, благоприятствующим раскрытию своего «Я» и
создающего «ситуацию успеха», в результате происходит стимуляцию интереса ребенка.
Педагоги дополнительного образования предоставляют возможность самовыразиться в
любом жанре хореографического искусства.
Задача педагогов дополнительного образования заключается не только в верном выборе
содержания образования, но и в личностно-ориентированном подходе.
Целенаправленная работа с одаренными детьми приводит к высоким результатам на
районных, областных , Всероссийских и Международных фестивалей-конкурсов. В
результате многолетнего обучения детей (девять лет) выделяются дети, которые имеют
ярко выраженные способности, склонности, желания детей и родителей, стабильно
высокие результаты участия в конкурсах.
Раздел 7.
План деятельности МБУ ДО «Детской школы хореографического искусства»
в 2020-2025 гг. по реализации целей и задач
Дополнительное образование является востребованным как для самих детей – от
школьников до выпускников общеобразовательных учреждений, так и для их родителей, а
также педагогов, работающих в этой системе.
Вместе с тем сложившиеся социально-экономические условия в стране, дефицит
финансирования системы образования, разрушившиеся связи промышленных
предприятий и образовательных учреждений отразились на сохранении и развитии сети
учреждений дополнительного образования детей, особенно реализующих дополнительные
образовательные программы.
Модернизация системы образования РФ предполагает интеграцию общеобразовательных
учреждений и учреждений дополнительного образования в единое образовательное
пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию,
методам и приёмам деятельности.
«Детская школа хореографического искусства» имеет хорошие возможности для
успешных социально-педагогических моделей своей деятельности, что способствует
накоплению детьми опыта гражданского развития, осознанному выбору профессии,
социализации.
Мероприятия по реализации Программы
7.1. Программно-методическое и информационное обеспечение
Мероприятия
Сроки
исполнения
Исполнитель
Участие в семинарах.
ежегодно
Весь коллектив
Участие в курсах повышения квалификации
педагогических, методических, руководящих
работников
ежегодно
Весь коллектив
Проведение методического совета, семинаров,
консультаций
ежеквартально Директор
7.2. Развитие нормативной правовой базы
Мероприятия
Сроки
исполнения
Исполнитель
Разработка и принятие как нормативно правовой
базы «ДШХИ» образовательной программы
учреждения
2020 г.
Администрация
Разработка и принятие как нормативно правовой
базы «ДШХИ» договоров сотрудничества с
другими образовательными учреждениями.
ежегодно
Администрация
Разработка локальных актов, регламентирующих
взаимоотношения участников учебновоспитательного процесса
ежегодно
Администрация
Разработать и внести в установленном порядке
проект проведения мониторинга оценивания и
прогнозирования состояния физического
здоровья детей и молодежи.
Разработать и утвердить примерный перечень
оборудования, материалов и инструментов для
реализации образовательных программ
дополнительного образования
эстетической направленности
Разработать и утвердить график проведения
массовых мероприятий.
Разработать нормативные акты и методические
рекомендации по организации работы с детьми и
подростками
Подготовить подборку нормативных актов по
вопросам дополнительного образования
Разработать проект свидетельства воспитанникам
учреждения, достигшим высоких результатов в
освоении дополнительных образовательных
программ
Разработать должностные инструкции согласно
штатному расписанию
2020 г.
Директор
ежегодно
Директор
ежегодно
Директор
2020 г.
Администрация
ежегодно
Директор
2020-20121 гг.
Администрация
ежегодно
Администрация
7.4. Работа с руководящими и педагогическими кадрами.
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнитель
Принять участие в конкурсе педагогов
дополнительного образования «Сердце
отдаю детям»
2021г.
Директор
2023 г.
Директор
Принять участие в конкурсе учреждений
дополнительного образования детей
Создать систему повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки руководящих и
педагогических кадров дополнительного
образования.
2020г.
Администрация
Посещение занятий педагогов «ДШХИ» с
целью проверки организации и методики
преподавания
Согласно
внутриучрежденческого
Администрация
контроля
Раздел 8.
Программно-методическое и технологическое обеспечение учебного плана МБУ ДО
«Детской школы хореографического искусства»
Главная цель обучения воспитанников МБУ ДО «ДШХИ» заключается в том, чтобы
создать оптимальные условия для развития духовно богатой, физически здоровой,
свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и
саморазвитию.
Учебно-методический комплекс Детской хореографической школы – это совокупность
всего методического, технологического, информационного обеспечения по предметам,
изучаемым в ДХШ. Он сформировался благодаря творческой работе всего коллектива
школы, и имеет свои устоявшиеся критерии.
8.1. Образовательные модели МБУ ДО «ДШХИ» на 2020-2025 гг.
Модели/Компоненты
Интегрированная модель
Инновационная модель
1. Типы содержания
Учебное содержание
адаптируется к
потребностям учащихся в
группе
На формирование
содержания влияют как
педагоги, так и учащиеся.
1.1. Связь между
содержанием программ
(классический танец,
народно-характерный танец,
историко-бытовой танец,
актерское мастерство,
акробатика, атлетика)
Смешанные программы
Высокий уровень
интеграции
1.2. Временное
распределение содержания
Занятия по группам одного
направления
Фиксированная группа
педагогов и воспитанников
по собственному
индивидуальному
расписанию
2. Предлагаемый курс
обучения
Наличие альтернативных
путей обучения в сочетании
с потребностями
Курс обучения открытый,
часто перестраивается по
предложению педагога или
воспитанников.
воспитанников, объединяет
теорию и практику.
3. Чем определяется объем
необходимых знаний
Занятия по группам,
развитие качеств личности
Адаптация к различным
жизненным ситуациям.
4. Возможные пути
обучения
Много путей обучения,
каждый адаптируется к
возможностям и
потребностям
воспитанников
Влияние воспитанников на
учебную программу
5. Организация
воспитанников
Базовые группы с широкими Внутри базовой группы
возможностями для
работает несколько групп
индивидуальной работы
5.1. Принцип отбора
педагогических кадров
Постоянная команда
педагогов, владеющих
интегрированным курсом
Постоянная команда
педагогов, использующая
авторские программы.
6. Функции управления
учащимися
Помощь воспитаннику в
достижении цели.
Помощь воспитаннику в
самореализации и адаптации
к жизненным ситуациям
7. Проверка навыков,
знаний, умений
Конференции, смотры,
фестивали, конкурсы –
оценка по уровням
Конференции,
смотры,фестивали,
конкурсы – личностные
характеристики.
7.1. Цель проверок
Индивидуальная
диагностика
Умение решать проблемные
и ситуационные задачи
8. Оценка образовательновоспитательного процесса
Цель – коррекция
программы деятельности
педагога
Коррекция образовательной
программы и адаптация
педагога к потребностям
воспитанников.
8.2. Формы методической работы на 2020-2025 гг.
Уровень
профессио
Коллективные
Групповые
Индивидуальные
Участие в
Школа молодого
Курсы ПК. Посещение
нального
мастерства
Начинающие
педагоги
педсоветах и
педагогических
конференциях.
педагога. Участие в
работе методического
объединения; в работе
творческих мастерских,
во
временном творческом
коллективе. Обучение
изготовлению
дидактического и
методического
материала.
занятий опытных
педагогов или педагогов
данной творческой
направленности. Работа с
наставниками.
Самообразование.
Использование типового
учебно-тематического
плана. Начало работы
над программой.
Педагогипрофессиона
Участие в
педсоветах и
педагогических
конференциях.
Лекции и
семинары.
Активное участие в
работе методических
объединений. Подготовка
и проведение мастерклассов. Групповые
взаимопосещения
занятий педагогов
Курсы ПК.
Самообразование. Курсы
по повышению
творческого мастерства.
Ведение консультации.
Разработка учебнотематического плана.
Разработка
образовательной
программы.
Выступления на
педсоветах и
педагогических
конференциях.
Участие в
педагогических
конкурсах. Дни
открытых дверей
Участие в работе
методических советов.
Подготовка и проведение
мастер-классов и
открытых занятий.
Самообразование.
Разработка учебнотематического плана.
Апробация
образовательной
программы. Работа над
индивидуальной
педагогической темой.
Накопление материала и
опыта разработки
методических
рекомендаций, пособий.
Овладение смежными
областями.
Наставничество.
Консультации.
лы
Педагогимастера
8.3. Педагогические технологии.
Эмоционально - мотивационные – начальный уровень. Сформировать у детей мотивацию,
чтобы они заинтересовались чем-нибудь и выбрали направление возможной деятельности,
где этот интерес можно было бы развить и удовлетворить. (Умение педагогов создать
эмоционально насыщенную деятельность, вызывающую особо яркие впечатления у детей,
увлечь их).
Рационально - репродуктивные – второй этап. Ребенок уже проявил интерес к
определенному виду деятельности, к определенному педагогу или детскому коллективу.
Начинает регулярно посещать занятия. (Цель педагога – увлечь ребенка, закрепить и
развить у него мотивацию, желание регулярно посещать занятия, обеспечить возможность
получения необходимой информации).
Интеллектуально – поисковые – эвристический уровень. Ребенок на этом этапе старается
сам увеличить объем знаний, навыков и умений, увеличить объем получаемой
информации. Различные формы коммуникаций педагога и учащегося. (Многопрофильное
туристско-краеведческое образование, поиского - исследовательская деятельность, НОУ).
Творческие – креативный уровень. Выражение собственного «Я» в процессе сотворчества,
сотрудничества его и преподавателя. (Создание условий для реализации творческого и
спортивного потенциала учащегося. Основная форма работы – малые группы, творческие
мастерские, индивидуальные тренировки и т.д.).
Раздел 9.
Мониторинг качества реализации образовательной программы.
Цель мониторинга и контроля – обеспечить всех участников воспитательного и
образовательного процесса обратной связью, которая позволит вносить последовательные
изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества
результатов.
Система показателей мониторинга:
- обученность воспитанников «ДШХИ» по различным направлениям программ;
- сформированность умений и навыков;
- воспитанность учащихся;
- уровень развития креативной, интеллектуальной, физической эмоционально-волевой
ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;
- здоровьесберегающий потенциал;
- технологичность образовательной программы работы детского объединения;
- системность, современность содержания образовательной программы;
- применение инновационных методов обучения;
- кадры.
Контроль за состоянием преподавания в «Детской школе хореографического
искусства».
Периодичность контроля за состоянием преподавания подробно описывается в годовых
планах работы МБУ ДО «ДШХИ».
Содержание
контроля
Цель контроля
Вид контроля
Методы
контроля
Когда и где
слушаются
итоги
Посещение
уроков
педагогов
«ДШХИ»,
принятых на
работу в новом
учебном году
Выявить
состояние работы
по организации
самостоятельной
деятельности
учащихся
Персональный Беседы,
наблюдения
анкетирование
Совещания
Посещение
уроков
начинающих
педагогов и
молодых
специалистов
Выявить уровень
Персональный Наблюдение на
методической
занятиях и
подготовки,
тренировках,
умение поставить
срезы знаний.
ТДЦ, организацию
учащихся по
принятию и
реализации целей.
Совещания
Посещение
уроков
опытных
педагогов
Методы работы
педагогов
Тематический
Наблюдение
Педагогический
совет
Посещение
предметов
профильного
цикла
Методы работы
педагогов по
предметам
профильного
цикла.
Тематический
Наблюдение
Педагогический
совет
Посещение
мероприятий
МБУ ДО
«ДШХИ»
Роль районых
Тематический
мероприятий в
формировании
самостоятельности
и как черты
личности.
Наблюдение
Педагогический
совет
Посещение
Организация
Последующий Наблюдение
Совещание при
уроков всех
педагогов
повторения
учебного
материала.
директоре
Формы и методы диагностики
Направленность
Формы итоговых занятий
Методы оценки достижений
деятельности воспитанников
Эстетическая
Контрольные занятия,
конкурсы, отчетные
концерты, конференции,
мастер-классы
Анкетирование, тестирование,
беседа, опрос, наблюдение
Раздел 10.
Управление реализацией образовательной программы.
«Управлять – значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и
контролировать»
(А. Файоль)
Управлять качеством образования – значит, осуществлять все функции управления для
достижения заданных показателей, как в узком, так и в широком смысле, иметь
гарантированный результат.
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Организация программнотехнологического
обеспечения деятельности.
ежегодно
Администрация
ежеквартально
Администрация
2021, 2023 г.
Администрация
Коррекция учебнометодического комплекса
(состояние учебнометодической
документации)
Диагностика уровня
формирования условий для
реализации
образовательных
потребностей.
Организация научнометодических семинаров
для педагогов по
инновационным
технологиям
Организация семинаров для
педагогов и воспитанников
Диагностика и анализ
уровня сформированности
общеучебных умений и
навыков воспитанников.
Самоанализ управленческой
деятельности
ежегодно
Администрация
2020-2025гг.
Директор
Один раз в год
Администрация
ежегодно
Администрация