НеФормат 2024 год

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа хореографического искусства»
Александро – Невского муниципального района Рязанской области

Приказ № 18 от 31. 05. 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа художественной направленности

«NeФОРМАТ».
Объем обучения: 144 часа
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8 - 11 лет
Программа согласована и рекомендована:
Педагогическим советом МБУ ДО «ДШХИ»

От 30. 05. 2024 г. Протоколом № 2
Разработчик программы:
Сугаков Андрей Игоревич
Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДШХИ» Александро – Невского
муниципального района Рязанской области

2024 год

Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................2
Направленность программы ....................................................................................3
Актуальность.............................................................................................................3
Педогагическая целесообразность ..........................................................................3
Адресат программы ..................................................................................................4
Сроки реализации .....................................................................................................4
Организация процесса обучения .............................................................................4
Режим занятий ..........................................................................................................4
Особенности организации образовательного процесса ........................................4
Цель и задачи ............................................................................................................5
Планируемые результаты освоения программы ...................................................5
Учебно-тематический план......................................................................................7
Содержание учебного плана ....................................................................................7
Календарный учебный график ..............................................................................10
Условия реализации программы ...........................................................................11
Материально-техническое обеспечение программы ..........................................13
Формы промежуточной и итоговой аттестации ..................................................13
Оценочные материалы ...........................................................................................13
Методические материалы ......................................................................................14
Список литературы .................................................................................................15

1

Пояснительная записка
Занимаясь брейк-дансом, дети и подростки воспитываются эстетически и
нравственно, развивают творческие способности. Каждое занятие несёт
большой воспитательный эффект, учит детей трудиться, добиваться хороших
результатов в труде.
Программа

«NeФормат»

позволяет

решить

проблему

общения,

самоорганизации детей и подростков, формирует трудолюбие и упорство,
помогает им стать сильными и уверенными в себе. В процессе обучения
повышается исполнительская культура.
При

составлении

программы

автором

учитывались

методические

рекомендации ведущих хореографов страны: Т.С. Барышниковой, Б.М.
Собинова, Л.В. Браиловской.
Основные характеристики программы.
В программе большое внимание уделяется физической подготовке:
развитию силы мышц рук, ног, гибкости позвоночника, правильной осанке,
вырабатывается прыгучесть, изучаются не сложные движения брейк-данса.
Также занятия направлены на закрепление приобретённых навыков,
разучивание сложных движений и освоение движений верхнего брейк-данса,
на развитие умения составлять композицию из пройденных движений.
Формируется творческая активность и эмоциональная выразительность
исполнителей.
Особое

внимание

композицию

с

уделяется

развитию

усложнёнными

умений

движениями

подростка
и

составлять

эмоциональному

выразительному исполнению в единстве содержания и формы музыкального
произведения. На индивидуальных занятиях подросток создаёт свои
индивидуальные образы в форме этюда или танца.
За весь период обучения программа позволяет обучающимсяприменить
свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной
творческой деятельности. Это выступления на концертах, фестивалях,
конкурсах, открытых уроках и т.д., могут показать результаты своего труда и
2

творчества.
Программа рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и
исполнение концертных номеров, приобретение танцевальных навыков.
Предусматривается цикл бесед по хореографическому искусству, в
том числе на основе интеграции искусств. Темы бесед направлены на
развитие эстетического вкуса и кругозора.
Программа занятий «Детской школы хореографического искусства»
составлена с учетом психо-физических особенностей обучающихся на
каждой возрастной ступени.
Команда «NeФормат» (концертная группа) - продолжается увеличение
нагрузки на мышечный аппарат, закрепление пройденного материала с
постепенно

увеличивающейся

закрепляются

навыки

степенью

ансамблевого

технической
исполнения,

сложности,
эмоциональная

отзывчивость, формирование чистоты стиля и хорошей манеры исполнения,
формирование общей культуры.
Программой предусмотрены следующие критерии оценки знаний,
умений и навыков: опрос, тестирование, выполнение контрольных заданий,
упражнений, зачетные занятия в виде теоретических и практических заданий,
участие

в

конкурсах.

осуществляется

через

Оценка
диагностику

личностных
уровня

качеств

развития

обучающихся

обучающихся

и

диагностику развития творческих способностей.
Направленность программы: художественная.
Актуальность

программы

«NeФормат»

в

отсутствии

аналогичных

дополнительных образовательных программ художественного направления.
Данная программа составлена с ориентацией на существующую потребность
в изучении брейк-данса, которая объясняется новизной и популярностью
этого танцевального жанра среди обучающихся.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем,
что на современном этапе развития общества она отвечает запросамродителей
3

детей. Обучение танцу совершенствует координацию движений учащихся,
способствует

дальнейшему

укреплению

мышечного

аппарата,

дает

возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев.
В условиях МБУ ДО «ДШХИ» есть достаточно возможностей для
проведения воспитательной работы по выявлению творческого потенциала,
раскрытию неординарности личности, созданию ситуации успеха

для

каждого ребенка. Хореографическая деятельность рассматривается как
интегративный компонент системы эстетического воспитания, реализация
которого актуализирует в сознании учеников их ориентацию на духовные
ценности и потребность в освоении различных видов деятельности по
законам красоты.
Успех эстетического воспитания средствами хореографии зависит от
того, насколько дети мотивированы и, овладевая разными видами
художественно-творческой деятельности, испытывают потребность и
удовольствие от нее.
Адресат программы.
Портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по
программе: мальчики и девочки возрастом от 8 до 11 лет, увлеченные
уличной культурой (хип-хоп, паркур и т.д.), спортом и готовые к
физическим нагрузкам, отсутствием противопоказаний от врача.
Сроки реализации программы один год.
Организация процесса обучения.
Формы проведения занятий.
Учебное занятие (индивидуальные и групповые); репетиция, открытое
занятие, беседа, экскурсия, концерт, конкурс, фестиваль.
Методы:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе
музыкального или художественного произведения.
2.

Наглядный

метод

используется

при

показе

репродукций,

фотографий, видеоматериалов.
4

3. Практический – упражнения, репетиции.
4. Инновационные – метод проектов, импровизации
Режим занятий:
Предусмотрен следующий режим занятий: 4 часа в неделю (144 часов в
год)
Особенности организации образовательного процесса:
- условия набора в коллектив: Данная программа предназначена для
обучающихся в возрасте 8-11 лет.
-условия формирования групп занятий брейк-дансом является
гендерный подход, направленный на воспитание и развитие
обучающихся
-количество детей в группе: минимальное количество детей в группе 8.
Цель и задачи.
Цель программы: развивать творческую личность ребенка средствами
хореографического искусства.
Задачи:
 Формировать танцевальные, музыкально-двигательные, художественнотворческие знания, умения, навыки;
 формировать ценностное отношение мальчиков к хореографическому
искусству и культуру здорового образа жизни, формировать духовную
культуру,

воспитывать

чувство

коллективизма,

дружбы,

сопереживания;
 содействовать общему физическому развитию, укреплению здоровья,
развивать творческие способности и наклонности детей, формировать
потребность в самопознании, саморазвитии, самореализации.
Планируемые результаты освоения программы:
Основные показатели личностного развития учащихся:
 развитие образного мышления;
 развитие эмоциональной восприимчивости;
 креативная направленность интересов;
5

 развитие оценочных навыков;
Основные показатели общекультурного развития:
 формирование зрительского опыта, визуальной культуры;
 знакомство с лучшими образцами танцевального искусства;
 сформированность

критериев

оценки

и

анализа

музыкальных

произведений, готовность к изложению собственной позиции;
 активное участие в различных творческих конкурсах.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
 учиться работать по предложенному педагогом плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с другими учениками давать эмоциональную
оценку своей деятельности на занятии и входе выполнения творческих
заданий.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: умение отличать новое

от

уже известного;
 перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате
совместной работы;
 самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
 уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в стенах
Дома творчества, при проведении мероприятий и следовать им;
 учиться согласованно работать в группе

6

Учебно-тематический план.
№

Наименование разделов

Количество часов

п/п

Оценочные
материалы
теория практика

всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

2

1

1

2. Элементы брейк-данса

73

22

51

*ТЗ
№1.1

*ККУД
№1.1

3. Постановочная и
репетиционная
работа
4. Концертная деятельность

51

10

41

*ТЗ
№2.1

*ТвЗ №2.1

18

2

16

*ОЛ
№2.1

*ТвЗ №3.1

144

35

109

Итого

-

-

*см стр 13
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Введение
Теория. Организация и направления деятельности объединения на
третий год обучения. Режим занятий. Инструктаж по ТБ. Основы личной
гигиены. Самоконтроль. Разновидности элемента Windmill Flare.
Практика. Разминка. Выполнение круговых движений ногами вдоль
пола в разные стороны, вертушки (вверх, вниз, в сторону), прямых фиксов,
вертушки ногами. Выполнение растяжки на выпаде, боком, прямым
корпусом, с наклоном к ноге, складочки, растяжные наклоны к ногам и
вперед. «Баттл».
Раздел 2. Элементы брейк-данс
Теория.

Темпы

музыки.

Динамические

рисунки

танцевальных

композиций. Части музыкального произведения. Виды и характер движений
головы, виды движений корпусом, различия между ними, разновидности
7

движений плечами. Разновидности движений руками, различия между ними.
Виды движений ногами в разных стилях и темпе. Виды растяжек,
разновидности бега, виды прыжков, наклонов с различным темпом и
амплитудой. Элементы танцевальных движений: Style, Power Moves, Trix,
Uprock.
Практика. Выполнение танцевальных элементов композиции
«Rootines». Выполнение движений в различных темпах, с различной
амплитудой и силой в зависимости от динамических оттенков музыки.
Воспроизведение в хлопках и шагах разнообразных ритмических рисунков.
Выполнение упражнений общей физической подготовки: отжимание от 10 до
17 раз, прыжки из приседа по диагонали от 10 до 25 раз, укрепление мышц
брюшного пресса от 50 до 80 раз, укрепление мышц спины от 30 до 65 раз.
Самостоятельная работа по выполнению различных видов бега, прыжков,
наклонов. Style (cтайл) или Downrock (даунрок). Footwork'', фризы. Базовые
элементы footwork''а. Power tricks. Windmill (Nutcrackers).
Раздел 3. Постановочная и репетиционная работа
Теория. Особенности композиции индивидуальных, парных, групповых
комбинаций.

Ошибки

в

отдельных

видах

брейк-элементов.

Форма

проведения индивидуальных и групповых выступлений.
Практика.

Командные

элементы.

Синхронны.

Постановка

танцевальных номеров с использованием базовых элементов footwork''а.
Power

tricks.

Windmill

(Nutcrackers).

Постановка

группового,

индивидуального танцевального номера (коллективно-творческая, проектная
работа обучающихся). «Джем». «Батл».
Раздел 4. Концертная деятельность
Теория. Инструктаж по ТБ при выступлениях на концертных, игровых
программах и мероприятиях. Правила поведения на концертных и
конкурсных программах, в общественных местах. Правила поведения при
возникновении различных ситуаций (возникновение технических помехи в
музыкальном сопровождении, в освещении, и т.д.).
8

Практика. Выступление на программных мероприятиях школы.
Выступление на концертно-игровых программах для лагерей дневного
пребывания в дни школьных каникул, отчетных концертных программ
творческих танцевальных объединений Центра. Участие в городских
фестивалях «Весенняя пора» и «Summer Junior».
Календарный учебный график
Элементы учебного
графика
Продолжительность учебного года,
его начало и окончание:
Начало учебного года
Окончание учебного года
Сроки
комплектования
учебных
групп
Продолжительность учебного года
Продолжительность занятий
Учебная неделя

Режим работы в каникулярное время

Режим работы
каникул

в период

Этапы образовательного процесса

11 сентября
31 мая
1 сентября – 10 сентября
36 недель
1 час (где 1 час= 45 минут)
Продолжительность учебной недели
–6 дней.
Занятия проводятся три раза в
неделю по 45 минут.
 расписание не меняется;
 допускается смена форм
организации образовательного
процесса;
 допускается проведение занятий с
несколькими группами
одновременно;
 активизируется работа с
родителями, проводятся массовые
мероприятия различной
направленности и пр.

летних  расписание занятий может
меняться;
 могут быть сформированы сводные
9

группы из числа обучающихся;
 проводится рекламная кампания по
комплектованию учебных групп на
новый учебный год.
Условия реализации программы
Методы реализации программы «NeФормат»:
1) СЛОВЕСТНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Устное

изложение

характерных

особенностей

танцевальной

иллюстраций

различных

культуры;
2) НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Просмотр

видеоматериалов,

профессиональных;
2. Показ, исполнение педагогом практического материала;
3. Наблюдение;
4. Работа по образцу с видеоматериала.
3) ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

1. Тренировочные упражнения;
2. Танцевальные элементы, комбинации, этюды;
3. Разучивание концертного номера;
4. Выступление на сцене.
4) ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Учащиеся воспринимают готовую информацию;
2. Учащиеся усваивают готовую информацию.
5) РЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1. Учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
6) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ:

1. Самостоятельные творческие постановки этюдной формы;
2. Самостоятельная работа над поиском теоретического материала о
различных национальностях.
10

Основной

формой

организации

образовательного

процесса

является

групповое занятие.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную,
основную, заключительную.
Подготовительная часть занятия.
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе.
Конкретными
повышение
умеренное

задачами
внимания

этой
и

разогревание

части

является:

эмоционального
организма.

организация

состояния

группы;

занимающихся;

Основными

средствами

подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы
ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации,
состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и
др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую
подготовку

опорно-двигательного

аппарата,

сердечно-сосудистой

и

дыхательной систем.
Методические особенности.
Продолжительность подготовительной части определяется задачами и
содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На
эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование
основныхфизических качеств; формирование правильной осанки; воспитание
творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и
его элементов; отработка композиций.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и
расслабление (экзерсисы); хореографические упражнения; танцевальные
комбинации; постановочная работа.
Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно
75-85% общего времени. Разучивание и корректировка новых движений
происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого
11

материала.
Заключительная часть занятия.
Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ
работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и
движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками;
знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности.
В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на
занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство
удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и
советы по поводу недостаточно освоенных движений помогают учащимся
сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
Оценка эффективности занятий
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной
программой, исходя из того, освоил ли ребенок за учебный год все то, что
должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка
детьми танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько
понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к
занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым
ребенком,

стабильном

составе

групп.

Эти

показатели

постоянно

анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в
концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.
Материально-техническое обеспечение программы:
 Наличие учебного класса.
 Оборудование классов: зеркала для самоконтроля, линолиум.
 Техническое оснащение: магнитофоны, видеомагнитофон (DVD),
видеокамера.
12

 Сценическая площадка для репетиций.
 Оформление концертных номеров:
 изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
 бутафория;
 оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
 фиксирование учебного процесса и сценического материала на
видеопленке и фотопленке.
Возможность

приглашения

балетмейстеров-постановщиков

для

обогащения репертуара новыми формами и содержанием (с возможными
материальными затратами).
Формы промежуточной и итоговой аттестации: зачетное занятие.
Оценочные материалы
Опросные листы (ОЛ), тесты (Т), комплекс специальных упражнений
(КСУ),

комплекс

контрольных

упражнений

и

движений

(ККУД),

теоретическое задание (ТЗ), творческое задание (ТвЗ), музыкальная
викторина (МВ). (Приложение 2)
Методические материалы
 Планы-конспекты занятий.
 Конспекты бесед.
 Видеоматериал к беседам
 Наглядный материал к беседам и занятиям.
 Диагностические материалы.

13

Список литературы
1. Брошюра «Молодёжные танцы. Стрит-денс » - Е, 2004.
2. Брошюра «Руководство по растяжке мышц и связок»-М, 2000.
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М, 1999.
4. Барышева Н.В. и др. «Физическая культура» - Самара, 1995.
5. Бахрах И.И. , Дорохов Р.Н. «Физическое развитие школьников 8-17 лет в
связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма
(Медицина, подросток и спорт)» - Смоленск, 1975.
6. Белова Е. «Ракурсы танца»-М, 2002.
7. Гальперин

С.Н.

«Анатомия

и

физиология

человека

(возрастные

особенности с основами школьной гигиены)» - М, 1974.
8. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки» - М, 1990.
9. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки»-Е,2009.
10. Иванов П.А. «Брейк-данс» - Москва,2005.
11.Программа для хореографов «Танец» - М, 1992.
12. Ткоченко Т.С. «Работа с танцевальным коллективом мальчиков»-М, 1998.
13. Лисенкова И.Н. Развитие пластики в современных танцевальных ритмах.-

М., 1989.
14. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.:

Просвещение, 1985.-176с
15. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном коллективе. –

СПб., 1972.
16. Методическое пособие Программа педагога дополнительного образования:

от разработки до реализации. Сост. Н. К. Беспятова. – М., 2003.
17. Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. -

Свердловск, 1966.
18. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. для студ. высш.

уч. зав./под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М: Изд.центр
«Академия», 2006. – 288с.
19. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2000. – 72
14

с.
20. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков

в художественной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ.канд. п.н. – М.,
2001.
21. Пуртова Т.В и др. Учите детей танцевать.- М., 2003. – 256 с.
22. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и

концепциях воспитания. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 160с.
23. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. – Спб., 2001. – 352 с
24. Фольклор – музыка – театр. Под ред. С.Мерзляковой. – М.,1998.
25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной

школе. – М., 2000.
26. Ярмолович Л. Классический танец. 1-2 классы. – Л., 1986.

Литература для детей:
27. Барышникова А. Азбука хореографии. – М.,1999.
28. Балет: пер. с англ. – М: ООО «Изд. Астрель», 2003. – 64 с.: ил.
29. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1980.
30. Вечеслова Т. Я – балерина. – Л. – М. «Искусство», 1966. – 272с.
31. Детская энциклопедия. Балет. – М., 2001.
32. Дешкова П. Загадки Терпсихоры. - М., 1989.
33. Носова В.В. Балерины. – М., 1983.
34. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М., 1985.
35. Прокопов К. Клубные танцы: ОНА. – М.: АСТ. Астрель: Хранитель, 2007.

– 119с.
36. Смит Люси. Танцы. Начальный курс. – М., 2001.
37. Тимофеева Н. Мир балета. – М., 1993.
38. Уральская В.С. Природа танца. – М.,1981.
39. Уральская В.С. Рождение танца. – М.,1982.
40. Хочу танцевать. Под ред. Г.Филатовой. – М., 1998.

Чижова А.Э. Танцует «Березка». – М., 1967.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».